Как и книги, фильмы или другие хобби, компьютерные игры помогают интересно провести свободное время и расслабиться. Но не всегда эффект именно такой. Часто бывает, что одна из игр затягивает слишком сильно и полностью замещает собой любую другую активность. Иногда даже поведение человека кардинально меняется – он подстраивает свой стиль жизни так, чтобы выделять больше времени на видеоигры. Почему же компьютерные игры воздействуют именно так?

Механизмы обратной связи с игроком в видеоиграх

Любая игра, начиная с самых древних аркад и заканчивая современными AAA-проектами, не является только односторонним взаимодействием. Игрок постоянно получает информацию о каждом своем сеансе. Механизмы обратной связи являются наиболее важной частью проекта с точки зрения разработчиков – если они не позаботятся об их добавлении, то потребитель не будет постоянно возвращаться к видеоигре для перепрохождения и быстро забудет о ней.

Самый простой механизм, который используется очень давно – рекордное количество очков, собранных за сеанс игры. Пользователь так или иначе всегда доходит до момента «Game Over». В качестве вознаграждения он видит экран с его рекордом. Любой игрок, место которое не первое, будет пробовать снова и снова, пока не выберется на верх списка. Даже получив первое место, многие не останавливаются и стараются побить собственный рекорд. И это им чаще всего удается – игра изучается все лучше и лучше после большого количества сеансов игры. При этом времени выделяется гораздо больше, чем требуется на прохождение сюжета один раз.

Популярные онлайн-игры используют другой способ награждения игрока за его усилия. Он получает награды в виде особых предметом при достижении определенного уровня. Его персонаж обновляется, становится уникальным, поэтому продолжать играть становится интереснее. Получается, что игроки соревнуются, не только показывая свои навыки, а и сравнивая наборы предметов. Без такого механизма онлайн-игра быстро бы надоедала из-за своей однообразности. Разработчики стараются регулярно добавлять новые предметы или «косметические» обновления для персонажей, чтобы поддерживать заинтересованность пользователей. Помимо «больших» наград есть и менее значимые, но более частые: получение бонусов за проведение серии удачных действий, секреты на уровнях и пр. Все это делается для повышения заинтересованности игрока за счет насыщения игрового процесса разными элементами. Среднее время сеанса игры также соответственно увеличивается.

Бесконечные онлайн-игры

Простая видеоигра на одного игрока – как книга или фильм. Есть интересная история, которая не забирает слишком много времени. Это хорошо для того, кто купил ее. Но такой подход не всегда является выгодным для разработчиков. Сегодня многие компании переходят только на производство и поддержку онлайн-игр, в которых игроки могут взаимодействовать один с другим через интернет. Здесь время игры может достигать сотен и тысяч часов. При этом полностью пройти их до конца невозможно. 

Пользователи могут оценивать свое продвижение только сравнивая свои и чужие навыки и опыт, как в шахматах. При этом стать лучше всех тоже не получится – точно найдется противник немного сильнее тебя. Если в прошлом играть можно было только с друзьями, соединив несколько компьютеров в сеть, то теперь перед игроками открыты просторы глобальной сети – миллионы любителей игр со всего света. Сейчас трудно найти момент, когда играть не с кем, всегда кто-то онлайн и готов к соревнованию. В таких условиях трудно ограничиться только одним матчем, что играет на руку создателям игры.

Говоря о нескончаемости онлайн-игр можно взять к примеру известную во всем мире MMO-игру World of Warcraft. Она настолько заполнена контентом, для изучения даже части которого потребуется огромное количество времени. Напротив, такие игры как Overwatch или Fortnite вообще лишены single-player части и привлекают в первую очередь соревновательным элементом. Многие разработки, сначала ориентированы на одного игрока, в конце концов также приходят к онлайну: The Elder Scrolls Online, Fallout 76 от компании Bethesda Softworks.

«Растягивание удовольствия» – DLC-дополнения

Глобальные дополнения к играм, которые покупаются отдельно, или небольшие, которые можно приобрести прямо в игре, все чаще практикуются разработчиками. Дополнения (DLC) позволяют расширить игру, увеличить время на ее прохождение. Для разработчиков это шанс получить дополнительную прибыль за счет уже существующего проекта. Для игроков – возможность вернутся к любимой игре еще на некоторое время. Современные RGP-игры, такие как Fallout 4 или TES4 Skyrim, и так заполнены контентом настолько, что потребуется несколько дней для полного завершения. Дополнение – это еще десяток часов. Его выпуск снова привлекает внимание фанатов к игре.

Сильные эмоции от взаимодействия с виртуальным миром

Понятно, что multiplayer-игры создают эффект соревнования, чем и притягивают к себе. Но что же насчет одиночных игр? Наравне с онлайн-проектами они тоже обладают некоторыми механизмами для управления поведением игрока. Можно выделить сильное эмоциональное воздействие современных игр – они заставляют человека переживать за исход событий в виртуальном мире. То же самое активно применяется и в фильмах, и в книгах. Но видеоигры отличаются одним существенным преимуществом – это возможность быть частью сюжета, иногда даже изменять его.

Некоторые игры позволяют создать своего уникального персонажа, выбрав для него не только умения, а и внешность. Игрок начинает прохождение сюжета с небольших шагов, развивается, встречает других персонажей, решает важные для игрового мира проблемы. Каждый персонаж в качественно продуманной игре имеет свою историю и характер – он может нравиться или нет. В первом случае игрок будет делать все, чтобы помочь, во втором – будет противодействовать. Даже отрицательные персонажи в современных играх способны вызвать симпатию игрока своей трагической историей или харизмой (например серия Far Cry). Ему приходится выбирать иногда, как поступить в том или ином случае, чтобы это было правильно с моральной точки зрения. В классических играх серии Fallout игроку часто приходилось выбирать между целыми группами людей, он мог помочь только кому-то одним, причинив вред другим, или найти решение проблемы, подходящее каждой из групп. В конце Fallout 1,2 рассказывалась история, которая каждый раз менялась в зависимости от действий игрока, что заставляло задумываться, можно ли было поступить иначе.

Для усиления эмоциональной связи с видеоигрой используются и многие другие инструменты, например, специально подобранная под определенные события музыка. Эпические или трагические композиции могут усилить эффект от каждого сюжетного поворота.

«Free to play» игры и дополнительный контент 

Некоторые компании используют специальные модели взаимодействия с игроками. И как раз многие проекты такого типа вызывают наибольший эффект привыкания. Взять к примеру “free to play” игры. В отличии от ПК-игр они всегда находятся прямо «в кармане» игрока — на мобильном устройстве. Большинство таких игр бесплатны, но с определенными условиями, которые довольно трудно соблюдать. Это может быть ограничение по количеству «жизней», отсутствие эффективных предметов, ограничения в выборе персонажей и пр. Тот, кто играет бесплатно, обычно сильно отличается визуально от тех, кто купил полную версию. И существует только один способ обойти все ограничения – купить дополнительный контент.

Видеоигры – азартные игры?

Интересно, что очень часто игроку не дают возможность самому выбирать, что он хочет получить. Например, в Heartstone пользователь должен купить набор карт, чтобы пополнить свою коллекцию. При этом он не знает заранее, что ему попадется, каждый раз набор генерируется случайным образом – получается видеоигра приобретает характер азартной, что притягивает игрока наравне с обычным геймплеем. Overwatch, другая игра от Blizzard, не является бесплатной, но и ней присутствуют азартные элементы. Игрок получает внутриигровые вознаграждения в виде лутбоксов, каждый раз с несколькими разными предметами. Предметы генерируются таким образом, что случайность выпадения «нужного» элемента довольно низкая. Это значит, что игроку придется выделять еще время, играть больше, чтобы заработать дополнительные лутбоксы.

Бесконечный геймплей в современных играх

Развитие технологий сегодня позволяет создавать игры, которые даже трудно сравнивать с проектами 20-летней давности. В то время разработчиков связывали многочисленные ограничения, обусловленные уровнем компьютерных технологий. В первую очередь имеется ввиду количество контента, с которым предлагается ознакомиться игроку в современных играх – громадные открытые виртуальные миры. Когда-то невозможно было отойти от прохождения главного сюжета – один уровень следовал за другим. Сейчас же перед игроком свобода действий – он сам выбирает порядок выполнения миссий. Такой подход намного эффективнее затягивает в игру, чем и пользуются разработчики. Такие видеоигры как последние части Far Cry, Fallout, GTA имеют довольно много общего: открытый мир, которые можно исследовать в любом направлении, большое количество дополнительных (необязательных для прохождения, но интересных) миссий, различные миниигры, достижения. В данном случае срабатывает интересный механизм. Когда читаешь интересную книгу, очень не хочется, чтобы она заканчивалась. Современные видеоигры решают данную проблему – в них всегда можно найти новые задачи для решения или противников для сражения, а основной сюжет отложить на потом. 

Видеоигры, как и любое другое слишком сильное увлечение, могут быть серьезной проблемой. Но это не значит, что раз они обладают механизмами завлечения игрока, то являются чем-то плохим, чего следует избегать. Они создаются для получения прибыли, поэтому подходы к их созданию, скорее всего, не изменятся со временем. Игрокам просто нужно знать о таких способах воздействия и учится останавливаться в нужный момент.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии